Химия 10-11 кл

АННОТАЦИЯ
К РА БО ЧЕЙ П РО ГРА М М Е
НО У Ч Е Н Н О М У П Р Е Д М Е Т У « Х И М И Я »
10-11 К Л А С С Ы
Федеральный государе: венный обрачова тельный cian/wpi общего обра ;ованпк .
также основные идеи и положения Программы ратин шя и формирования упивср^.: , льгч
учебных действии для среднего (полною) общею образования составляю! основ;-,
предлагаемой рабочей программы.
)та программа логически продолжает программы для начального общего и основного
общею образования в облает рапиния всех основных видов д е я к м ы т е ш обучаемых,
представленных в них. Они составлена с учётом особенностей, которые обусловлены, в
первую очередь, предметным содержанием и психологическими возрастными
особенноеiями обучаемых.
Познавательная деятельное! ь при и {учении к ур са химии на базовом уровне тра^л
ведущую роль в развитии основных видов учебной деятельности старшеклассников:
владеть методами научного познания, полно и точно выражать свои мысли,
характеризовать, объяснять, классифицировать химические объекты, работать в i руине,
аргументировать свою точку фения. находить, испольчовать различные иеючникп
информации и представлять в ус i ной и письменной рочи результаты её аналн кг
Одна из sa.uiH обучения в средней школе
определение дальнейшей
образовательном трас кюрии и ответе» вешки о вы бори жп шешии о и iipoilicccnoin.li.noi о
пули. Для решения >чой за шчи старшеклассники при изучении химии чолжпы
испо.тыовать приобретённый на уроках химии оиьм деятельное!и в профессиональной
сфере и любой жизненной ситуации.
Согласно образовательному стандарту, главные цели среднего общего обраиитнин
состояч:
1) в приобретении знаний, чмепий и способов деятельности, способствующих
формированию целоеIноги представления о мире:
2) в развитии опыта разнообразной деятельности, самопознания и самоопределения:
3) в осознанном выборе индивидуально!! обраювательпой траектории и
профессиональной деятельности.
Большой вклад в достижение лих целей среднего общего образования вносиi
изучение химии, которое призвано обеспечишь :
1) формирование естественно-научной картины мира, в которой система химических
знаний является сё важнейшим компонентом:
2) развитие интеллектуального и нравственною потенциала старшеклассников
формирование у них жологичеекп грамотною в учебной и профессионально!:
деятельности, а !акжс в быту;
3) осознание \ старшеклассников необходимости в раишпш химии и химической
промышленности, как производительной силы обшеава:
4) понимание иеобчолимости бечоиасиого обращения с веществами и материалами,
испольчуемыми в иро()*есспональиой i! повседневной жизни.
Ц елями н$>чснин химии в е р е ж е н школе я в л я ю гея

I ) виление и понимание шачимостн химических nianiiii ыя каждою члена социума:
умение оценивать различные факты и явления, свячанныс с химическими объектами и
процессами на основе объективных критериев и определённой системы ценностей,
формулировать и обосновывать собственное мнение и убеждение:

2) понимание роли химии в современной естественно-научной картине мира и
использование химических знаний для объяснения объектов и процессов окружающей
действительности
природной, социальной, культурной, технической среды:
3) формирование у старшеклассников при изучении химии опыта иочиапия и
самопознания с помощью ключевых комиетешноскш (ключевых навыков). коь>рыс
имеюI универсальное значение для различных видов деятельности.
1 л.пкка. анали ;а
и обработки информации, ичготовденпе ниформапнонпого продукча и ею
презентации. принятия решений. . коммуникативных навыков, безопасного обращения
с веществами, материалами и процессами в повседневной жизни и профессиональной
деятельности.

Методические особенности к\ рса
Содержание курса реализуется in расчёта I ч. в неделю, )тот лимш времени и
обуславливает ряд меч одических особенностей курса.
11{учение химии на базовом уровне априори не готовит старшеклассников к сдаче
1Л ') но химии. По лому в построении курса использован антропоцентрический подход.
при котором обучение предмету происходи! на основе учёта их интересов, склонностей и
особенностей, вместо хемиоцентрического подхода, при котором обучение химии
строится на основе принципов п методов познания самой химии.
Учебный материал курса химии на базовом уровне изложен не в сухом
дидактическом формате, а формате собеседования с обучающимся на основе рсалп ;анпн
межпредметных связей с мировой художественной культурой. ли icpaiypoii. литераrypoii.
иетрней.
Химический жеиеримент и расчетные шдачи ни формулам и уравнениям в курсе
базового уровня и s-за небольшого лимича времени используются несколько иначе, чем в
основной школе и при изучении химии на углублённом уровне.
Раскры ти е с в я т и iy чаем ого материала с будущей профессиональной
деятельностью выпускника средней школы способствует усилению мотивации
учащихся к Iпучению непрофильной дисциплины. )то может бьн ь доспи н у т через
выполнение старшеклассниками заданий с общей 1 смагикой «Подготовьте сообшсппе о
том, как связаны сведения конкретной чемы с выбранном вами НУ J o m или с будущей
профессиональной деятельностью».
Один час в неделю, оч ведённый на изучение курса, предполагав широкое
использование лекиионпо-семинарской формы проведения учебных iа н я т и и . )ю
позволяет старшеклассникам не только эффективно усваивать содержание курса, но и
готовит их к продолжению образования в высшей школе, |де такая (|>орма иреобладаег

Общая характерцеIика курса
Особенности содержания и методического построения курса сформированы на
основе Ф Г О С СОО.
1. ( ’одержание курса выстроено логично и чосчушю в соответечвии с аклемнодсятелыюстиым подходом на основе иерархии учебных проблем.
2. В 10-ом классе старшеклассники знакомятся с богатым миром opi аннчеекпх
веществ на основе рсалтпаиии идеи взаимосвязи химического е.роення )чп.\ вси л п в с ;:.\
свойствами и применением.
.V Содержание курса обшей химии в 11-ом классе способствуем формированию
единой химической картины мира у выпускников средней школы путём рассмотрения
общих для неорганической и органической химии понятий, законов и теорий.
4.

Изучение курса проводится на основе сочетания теории и практики проблемно! о

обучения и подачи материала в логике научного познания.

5. Теоретические положения куреа широко подкреплены демонстрационными,
химическими экспериментами. лабораторными опытами н практическими работмп.
(>. Речи ичуется innci рация содержания куреа с предметами не тл ько ecieeiBCinioнаучного, но и гуманитарною циклон.
7. Достижению предметных, метапредмет ных и личностные речулыатов
способетвуег система чаданнй в формате рефлексии: проверьте свои чнанпя. нримепп:е
свои чнания. исиольчуйтс дополнительную информацию и вырачитс мнение.
К. Раскрывается роль poceniicKnx ученых в становлении мировой химической
науки, что способетвуеч воспитанию патриотизма и национальной самоидентификации.
9. Курс реалн $уег свячь учебной дисциплины с жи шью. что способствует
усилению мотивации учащихся к ичучению непрофильной химии череч раскрытие евяш
ичучаемото материала с бу т ц е й образовательной траекюрией и профессиональном
деятельности.
10. В курсе представлены современные направления рачннчия .химической па;, кп i:
TC.XH0.40J Till.
11. В курсе нашли отражение основные содержа 1 ельные линии:
• «.Вещество»
шания о составе, строении, свойствах (фншчеекпх. химических и
биологических), нахождении в природе и получении важнейших химических веществ:
• «Химическая реакция»
шанпя о процессах, в которых проявляются химические
свойства веществ, условиях их протекания п способах управления ими:
• «Применение вещ еств»
чнапия вчаимосвячи свойств химических веществ. наиболее
испольчуемы.х в быту, промышленности, сельском хозяйстве, чдравоохраненип и на
транспорте:
•

« Я л и к химии»

система чнаннй о важнейших понятиях химии и химической
номенклатуре неорганических и органических веществ (Ш О П Л К н фпвиа.тыюй).
владение химической символикой и её отражением на письме, —химическими чнаками
(символами), (формулы и уравнения, а также правила перевода информации е р о д н о ю
ячыка на ячык химии и обратно.

Планируемые p e n .ib ia i ы изучения \ m o o h o i о h j h u m c i а «Хим ия»
на уровне среднего общею образования
В ы пускн и к на Разовом уровне научи к я
понимать химическую картину мира как составную часть целое!ной научной кар:нны
мира:
раскрывать роль химии и химическою проичнолства как ироичводнгельпой силы
современно! о общеет ва:
формулировать чначение химии и её дос 1 пженпй в повседневной жичнп человека:
устанавливать вчаимосвячи между химией и другими естественными науками:
формулировать основные положения теории химического строения органических
соединений Д. М. Бутлерова и иллюстрировать их примерами ич органической и
неор! анпческой химии:
аргументировать универсальный характер химических понятий, чаконой и icopiiti для
органической и neopi аничсской химии:
формулировать Периодический чакон ,Т II. Менделеева н чакономерное i п пчмепонпй в
строении и свойствах химических элементов и образованных ими веществ па основе
Периодической системы как графического отображения Периодическою чакона:
...характеризовать s- и /j-элемент ы. а также желечо по их положению в Периодической
системе Д. И. Менделеева:

классифицировать химические связи и кристаллические решётки, объясняй»
механизмы их образования и локатива:ь е д и н у ю црцрод\ химических спя r-eii
(ковалентной. ионной, металлической. водородной):
объяснять причины m h o i ообразия веществ, используя явления изомерии, i o m o . i o i п и .
аллотропии:
классифицировать химические реакции в неорганической и органической химии по
различным основаниям и устанавливать специфику i нпов pcaKintii от ooniei о чере ;
особенное к единичному;
характерызовать гидролиз как специфичный обменный процесс и раскрывать ею
роль в живой и неживой природе:
характера зовать электролиз как специфичный окислит ел ы-ю-восе i аиовнтельный
процесс и определять его практическое шачение:
характеризовать коррозию металлов как окислительно-восстановительный процесс и
предлагать способы зашиты от неё:
классифицировать неорганические и органические вещества:
характеризовать общие химические свойст ва важнейших классов неорганических и
органических соединений в плане oi обшею 4cpet особенное и> к единичном).
использовать таковую системч химическою языка для отображения сочлава
(химические формулы) и свойств Iхимические уравнения) веществ:
исполыовашь правила и нормы международной номенклатуры для названий веществ
по формулам и. наоборот, для составления молекулярных и структурных формул
соединений по их названиям:
т а т ь тривиальные названия важнейших в бытовом отношении неорганических н
opi аипческих вешееiв:
характеризовать свойс i на, получение и применение важнейших ирсдскннпслен
классов органических соединений 1алкаиов. алкеиов. алкпнов. алкадиенов. ароматических
углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, предельных одноосновных карбоновых
кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов, аминов, аминокислот):
-устанавливать зависимость экономики страны от добычи, транспортировки и
переработки углеводородного сырья (нефти и природною газа):
экспериментально подтверждать состав и свойства важнейших представ и ic.icii
изученных классов неорганических и органических вешеств с соблюдением правил
техники безопасности для работы с химическими веществами и лабораторным
оборудованием:
характеризовать скорость химической реакции и её зависимость от различных
факторов:
характеризовать xwwwwxkoc равновесие и ею смешение в зависимости о: ра {личных
факторов:
производить расчёты по химическим формулам и уравнениям на основе
количественных отношений между участниками химических реакций:
соблюдать правили эко.кн нчеекой безопасности во взаимоотношениях с окружающей
средой при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.
В ы пускник

на Па юном чинш е

п о лучи т

возможное и

> на>ч н i ь с я :

использовать методы научною познания при выполнении проектов и учебноисследовательских задач химической тематики;
прогнозировать строение и свойства незнакомых неорганических и органических
веществ на основе аналогии:
- прогнозировать теченис химических процессов в {ависпмостп от условий их
протекания и предлагать способы управления этими процессами:
устанавливать взаимосвязи химии с предметами гуманитарного цикла (языком,
литературой, мировой художественной культурой):

раскрывать роль химических знаний в будущей практической деятельности
раскрывать роль химических знаний в формировании индивидуальной
образовательной грае к горни:
прогнозировать способноегь neopiаническнх и оркшичеекпч вещее:в проявляй,
окислшельные н пли восстановительные свойства с уче ту , cieneneii окисления
элементов, образующих их:
аргументировать единство мира веществ установлением генетической святи между
неорганическими и органическими веществами;
владеть химическим языком для обо] ащеиня словарного запаса и развития речи:
характеризовать становление научnoii георпи на примере открытия Периодического
закона и теории химическою строения органических вещест в;
критически относиться к псевдонаучной химической информации, получаемой из
разных источников:
понимать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством ркологпчеекие.
шергетичеекие. сырьевые), и предлагать пути их решения, в том числе и с помощью
химии.

М е с т предм ет в учебном плане
Курс химии в средней школе предусматривается Федеральным государственным
образовательным стандартом как составная чаем» ирстмежон области «!.с:ес:вешюнаучные предмеi ы>>.
Химия включена в ра злел базисного учебною плана средней школы «Содержание,
формируемое участниками образовательного процесса», иотгому обучающиеся могут
выбрать химию как на базовом, так и на углублённом уровне или же. в качсаве
альтернативы выбрать интегрированный куре «Естествознание».
В базисном учебном плане общеобразовательных организаций изучение химии
проводится из расчёта i час в неделю <6N часов за два юла обучения), в соответствии с
которым п разработана данная рабочая программа по химии для среднею обшею
образования на базовом уровне. Срок реализации upoi рам мы 5 .кч.

•
•
•
•
•
•

Формы организации
учебного процесса:
индивидуальные:
групповые:
индивидуально-групповые:
фронтальные:
практикумы.

Формы контроля $УН (ов):
беседа:
наблюдение:
фронтальный опрос:
опрос в нарах:
практикум

П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о сво е н и и к у р с а х и м и и 10-11 к л а с с ы
Обучение химии в средней школе на базовом уровне по данному курсу способствует
достижению обучающимися следуюшнх л и ч н о е I н ы х ре }у л ь I a J OB.
Г) чувства гордости за российскую химическую науку и осознание российской
гражданской идентичности
в ценностно-ориентационной сфере:
2) осознавать необходимость своей познавательной деятельности и умение управлять ею.
готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни: понимание
важности непрерывного образования как ф а кто р у успешной профессиональной и
общес твенной лея i ельпоет и;
<;ш пиавательш т ( копии пвпой. ишедлокл у алы-оп)
сфере
У) готовность к осознанному выбору дальнейшей образовакчтьпой |раек:орпп или сфер:.;
профессиональной лея i е.тыюст и
в mpythwoi) cij/epe:

4) неприятие вредных привычек (курения, употреолеппя алкоголя и наркотиков) на
основе знаний о токсическом ii наркотическом действии веществ
ч сфере
Юоровьесбережения и й е и т т нпго опрниа леи ты:
Y lc i ап ред м еч н м .Mil р е п д ы а г а м и освоения выпускниками средней школы
куреа химии являются:
1) использование основных м етод ов познания (онределение источников уч е б н о й и
научной информации, получение згой информации. се анализ и \мо{аключепия на ею
основе, изготовление п ирезешанпя информационною продукта: ировс icmie
жеиеримента. в том числе и в пропссес иес.тедова! сл ьской дся:сльности.
моделирование изучаемых обьектов. наблюдение за ними, их измерение, фиксация
речулыатов) и их применение для понимания различных сторон окружающей
действительности:
2) «лаОеиие основными ншеллектуальными операциями (анализ и синтез, сравнение и
систематизация. обобшение и конкретизация, классификация и поиск аналоюв.
выявление причинно-следственных святей, формулировка гипотез. их проверка и
формулировка выводов ):
3) познание объектов окружающею мира в плане восхождения от абстрактною к
конкретному (от общею через частное к единичному ):
4) способность выдвигать идеи и находип» средства, необходимые для их достижении,
5) v.mvme формулировать цели и определять тадачи в своей познавательной
деятельности, определять средства для достижения целей и решения задач:
6) определять разнообразные источники получения необходимой химической
информации, установление соответствия содержания и формы представления
информационно] о нродч к iа ауди тории:
7) умение пролуктпвпо обшазься и взаимодействовать в процессе еовмееиюй
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, чффокшвно
разрешать конфликты:
S) готовность к коммуникации (представлять результаты собственной познавательной
деятельности, слышать и слушать оппонентов, корректировать собственную позицию):
9) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее — И К Т ) в решении коиштивных. коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требовании эргономики, техники безопасности, пн иены,
ресурсосбережения, правовых и зтичеекпх норм, норм информационной безопасности:
10) члаОснис языковыми средствами, в т м числе и языком химии
умение ясно, ло; шпю
и точно излагать свою точку фения, использовать адекватные языковые средства, в
том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).

I.
1.
2.

3.
4.
5.

Предметными резу.1ы а га м и изучения химии на базовом уровне па ступени
среднего общею образования являются следующие результаты.
В почнаваi едьной сфере:
анпше {понимание) терминов, основных икопов и важнейших «сории курса
органической и обшей химии:
умение наблюдать, опнеывагь. фиксировать резулыаты и делать выводы на основе
демонстрационных и самостоятельно проведённых жеиерпментов. используя для ною
родной (русский пли иной) язык и язык химии:
умение классифицирован» химические здсмситы. простые вещества, неорганические и
органические соединения, химические процессы;
умение характеризоват ь общие свойства, получение и применение изученных классы
неорганических и оркшпческих веществ и их важнейших предетави 1 елсй:
onuchieamh конкретные химические реакции, условия их проведения и управления
химическими ирои ее сам 1 1 :

6. умение проводить самостоятельный химический жеиеримент и наблюдать
демонстрационный эксперимент, фиксировать результаты и делать выводы и

заключения по результатам:
прогнозировать свойства псп {ученных вещее i в по апало] пн ео свойствами изученных
па основе знания химических !акономсрносгсй:
определить источники химической пнформаипи. получать её. проволн ib апалп
наготавливать информационный пролук: и прсдствлягь сю:
ум еть пользоваться обязательными справочными материалами: 11срноднческоп
системой химических иеметповД. П. Менделеева. табл и пей растворимости,
электрохимическим рялом напряжений металлов, рядом ■)лектроотгим,,,',~ :,,-и'''Ми
для характеристики строения, состава и свойств атомов химическ!
1 1\
периодов и образованных ими п р о с т ы х и сложных b c l u c c j b :
. установление зависимости свойств и применения важнейших органических
соединений от их химическою строения, в том числе и обусловленных харак:ергм
•>гого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных :р\тш.
. моделирование молекул neopi аничеекмх и органических веществ:
. понимание химической картины мира как неотъемлемой части пелоспюй паучпоп
картины мира.
В пенное I ио-ориен t анионной сфере
формирование cooci венной позппип лри
опенке последствий для окружающей среды лея тельное ги человека, связанпон с
пропзводством п переработкой химических продуктов:
В фудовой сфере
нр<тсдение химического н<еперимеи. i а: р а н тт/с навыков
учебной, проекгно-псслсдовак-льекой и 1 Ворчеекой лежслыюстп при выполнении
пиливидуальною проекта по химии:
В сфере н о р о в о ю образа жизни
соблюдение правил безопасного обращения с
веществами, материалами: оказание первой помощи при отравлениях. ожч>1 ах и
травмах, полученных в результате нарушения правил техники безопасности при
работе с веществами и лабораторным оборудованием.

Содержание рабочей программы но

химии

. 10

класс.

Ь а ю в ы й у ровень (1ч. в неделю, всею 34 ч).
У .Ч К ().('. Габриеляна, П.1 .Остроумова. С.Л.Сладкова.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(928) 059-99-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».