АННОТАЦИЯ К РА БО ЧЕЙ П РО ГРА М М Е НО У Ч Е Н Н О М У П Р Е Д М Е Т У « Х И М И Я » 10-11 К Л А С С Ы Федеральный государе: венный обрачова тельный cian/wpi общего обра ;ованпк . также основные идеи и положения Программы ратин шя и формирования упивср^.: , льгч учебных действии для среднего (полною) общею образования составляю! основ;-, предлагаемой рабочей программы. )та программа логически продолжает программы для начального общего и основного общею образования в облает рапиния всех основных видов д е я к м ы т е ш обучаемых, представленных в них. Они составлена с учётом особенностей, которые обусловлены, в первую очередь, предметным содержанием и психологическими возрастными особенноеiями обучаемых. Познавательная деятельное! ь при и {учении к ур са химии на базовом уровне тра^л ведущую роль в развитии основных видов учебной деятельности старшеклассников: владеть методами научного познания, полно и точно выражать свои мысли, характеризовать, объяснять, классифицировать химические объекты, работать в i руине, аргументировать свою точку фения. находить, испольчовать различные иеючникп информации и представлять в ус i ной и письменной рочи результаты её аналн кг Одна из sa.uiH обучения в средней школе определение дальнейшей образовательном трас кюрии и ответе» вешки о вы бори жп шешии о и iipoilicccnoin.li.noi о пули. Для решения >чой за шчи старшеклассники при изучении химии чолжпы испо.тыовать приобретённый на уроках химии оиьм деятельное!и в профессиональной сфере и любой жизненной ситуации. Согласно образовательному стандарту, главные цели среднего общего обраиитнин состояч: 1) в приобретении знаний, чмепий и способов деятельности, способствующих формированию целоеIноги представления о мире: 2) в развитии опыта разнообразной деятельности, самопознания и самоопределения: 3) в осознанном выборе индивидуально!! обраювательпой траектории и профессиональной деятельности. Большой вклад в достижение лих целей среднего общего образования вносиi изучение химии, которое призвано обеспечишь : 1) формирование естественно-научной картины мира, в которой система химических знаний является сё важнейшим компонентом: 2) развитие интеллектуального и нравственною потенциала старшеклассников формирование у них жологичеекп грамотною в учебной и профессионально!: деятельности, а !акжс в быту; 3) осознание \ старшеклассников необходимости в раишпш химии и химической промышленности, как производительной силы обшеава: 4) понимание иеобчолимости бечоиасиого обращения с веществами и материалами, испольчуемыми в иро()*есспональиой i! повседневной жизни. Ц елями н$>чснин химии в е р е ж е н школе я в л я ю гея I ) виление и понимание шачимостн химических nianiiii ыя каждою члена социума: умение оценивать различные факты и явления, свячанныс с химическими объектами и процессами на основе объективных критериев и определённой системы ценностей, формулировать и обосновывать собственное мнение и убеждение: 2) понимание роли химии в современной естественно-научной картине мира и использование химических знаний для объяснения объектов и процессов окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды: 3) формирование у старшеклассников при изучении химии опыта иочиапия и самопознания с помощью ключевых комиетешноскш (ключевых навыков). коь>рыс имеюI универсальное значение для различных видов деятельности. 1 л.пкка. анали ;а и обработки информации, ичготовденпе ниформапнонпого продукча и ею презентации. принятия решений. . коммуникативных навыков, безопасного обращения с веществами, материалами и процессами в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Методические особенности к\ рса Содержание курса реализуется in расчёта I ч. в неделю, )тот лимш времени и обуславливает ряд меч одических особенностей курса. 11{учение химии на базовом уровне априори не готовит старшеклассников к сдаче 1Л ') но химии. По лому в построении курса использован антропоцентрический подход. при котором обучение предмету происходи! на основе учёта их интересов, склонностей и особенностей, вместо хемиоцентрического подхода, при котором обучение химии строится на основе принципов п методов познания самой химии. Учебный материал курса химии на базовом уровне изложен не в сухом дидактическом формате, а формате собеседования с обучающимся на основе рсалп ;анпн межпредметных связей с мировой художественной культурой. ли icpaiypoii. литераrypoii. иетрней. Химический жеиеримент и расчетные шдачи ни формулам и уравнениям в курсе базового уровня и s-за небольшого лимича времени используются несколько иначе, чем в основной школе и при изучении химии на углублённом уровне. Раскры ти е с в я т и iy чаем ого материала с будущей профессиональной деятельностью выпускника средней школы способствует усилению мотивации учащихся к Iпучению непрофильной дисциплины. )то может бьн ь доспи н у т через выполнение старшеклассниками заданий с общей 1 смагикой «Подготовьте сообшсппе о том, как связаны сведения конкретной чемы с выбранном вами НУ J o m или с будущей профессиональной деятельностью». Один час в неделю, оч ведённый на изучение курса, предполагав широкое использование лекиионпо-семинарской формы проведения учебных iа н я т и и . )ю позволяет старшеклассникам не только эффективно усваивать содержание курса, но и готовит их к продолжению образования в высшей школе, |де такая (|>орма иреобладаег Общая характерцеIика курса Особенности содержания и методического построения курса сформированы на основе Ф Г О С СОО. 1. ( ’одержание курса выстроено логично и чосчушю в соответечвии с аклемнодсятелыюстиым подходом на основе иерархии учебных проблем. 2. В 10-ом классе старшеклассники знакомятся с богатым миром opi аннчеекпх веществ на основе рсалтпаиии идеи взаимосвязи химического е.роення )чп.\ вси л п в с ;:.\ свойствами и применением. .V Содержание курса обшей химии в 11-ом классе способствуем формированию единой химической картины мира у выпускников средней школы путём рассмотрения общих для неорганической и органической химии понятий, законов и теорий. 4. Изучение курса проводится на основе сочетания теории и практики проблемно! о обучения и подачи материала в логике научного познания. 5. Теоретические положения куреа широко подкреплены демонстрационными, химическими экспериментами. лабораторными опытами н практическими работмп. (>. Речи ичуется innci рация содержания куреа с предметами не тл ько ecieeiBCinioнаучного, но и гуманитарною циклон. 7. Достижению предметных, метапредмет ных и личностные речулыатов способетвуег система чаданнй в формате рефлексии: проверьте свои чнанпя. нримепп:е свои чнания. исиольчуйтс дополнительную информацию и вырачитс мнение. К. Раскрывается роль poceniicKnx ученых в становлении мировой химической науки, что способетвуеч воспитанию патриотизма и национальной самоидентификации. 9. Курс реалн $уег свячь учебной дисциплины с жи шью. что способствует усилению мотивации учащихся к ичучению непрофильной химии череч раскрытие евяш ичучаемото материала с бу т ц е й образовательной траекюрией и профессиональном деятельности. 10. В курсе представлены современные направления рачннчия .химической па;, кп i: TC.XH0.40J Till. 11. В курсе нашли отражение основные содержа 1 ельные линии: • «.Вещество» шания о составе, строении, свойствах (фншчеекпх. химических и биологических), нахождении в природе и получении важнейших химических веществ: • «Химическая реакция» шанпя о процессах, в которых проявляются химические свойства веществ, условиях их протекания п способах управления ими: • «Применение вещ еств» чнапия вчаимосвячи свойств химических веществ. наиболее испольчуемы.х в быту, промышленности, сельском хозяйстве, чдравоохраненип и на транспорте: • « Я л и к химии» система чнаннй о важнейших понятиях химии и химической номенклатуре неорганических и органических веществ (Ш О П Л К н фпвиа.тыюй). владение химической символикой и её отражением на письме, —химическими чнаками (символами), (формулы и уравнения, а также правила перевода информации е р о д н о ю ячыка на ячык химии и обратно. Планируемые p e n .ib ia i ы изучения \ m o o h o i о h j h u m c i а «Хим ия» на уровне среднего общею образования В ы пускн и к на Разовом уровне научи к я понимать химическую картину мира как составную часть целое!ной научной кар:нны мира: раскрывать роль химии и химическою проичнолства как ироичводнгельпой силы современно! о общеет ва: формулировать чначение химии и её дос 1 пженпй в повседневной жичнп человека: устанавливать вчаимосвячи между химией и другими естественными науками: формулировать основные положения теории химического строения органических соединений Д. М. Бутлерова и иллюстрировать их примерами ич органической и неор! анпческой химии: аргументировать универсальный характер химических понятий, чаконой и icopiiti для органической и neopi аничсской химии: формулировать Периодический чакон ,Т II. Менделеева н чакономерное i п пчмепонпй в строении и свойствах химических элементов и образованных ими веществ па основе Периодической системы как графического отображения Периодическою чакона: ...характеризовать s- и /j-элемент ы. а также желечо по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева: классифицировать химические связи и кристаллические решётки, объясняй» механизмы их образования и локатива:ь е д и н у ю црцрод\ химических спя r-eii (ковалентной. ионной, металлической. водородной): объяснять причины m h o i ообразия веществ, используя явления изомерии, i o m o . i o i п и . аллотропии: классифицировать химические реакции в неорганической и органической химии по различным основаниям и устанавливать специфику i нпов pcaKintii от ooniei о чере ; особенное к единичному; характерызовать гидролиз как специфичный обменный процесс и раскрывать ею роль в живой и неживой природе: характера зовать электролиз как специфичный окислит ел ы-ю-восе i аиовнтельный процесс и определять его практическое шачение: характеризовать коррозию металлов как окислительно-восстановительный процесс и предлагать способы зашиты от неё: классифицировать неорганические и органические вещества: характеризовать общие химические свойст ва важнейших классов неорганических и органических соединений в плане oi обшею 4cpet особенное и> к единичном). использовать таковую системч химическою языка для отображения сочлава (химические формулы) и свойств Iхимические уравнения) веществ: исполыовашь правила и нормы международной номенклатуры для названий веществ по формулам и. наоборот, для составления молекулярных и структурных формул соединений по их названиям: т а т ь тривиальные названия важнейших в бытовом отношении неорганических н opi аипческих вешееiв: характеризовать свойс i на, получение и применение важнейших ирсдскннпслен классов органических соединений 1алкаиов. алкеиов. алкпнов. алкадиенов. ароматических углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, предельных одноосновных карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов, аминов, аминокислот): -устанавливать зависимость экономики страны от добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья (нефти и природною газа): экспериментально подтверждать состав и свойства важнейших представ и ic.icii изученных классов неорганических и органических вешеств с соблюдением правил техники безопасности для работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием: характеризовать скорость химической реакции и её зависимость от различных факторов: характеризовать xwwwwxkoc равновесие и ею смешение в зависимости о: ра {личных факторов: производить расчёты по химическим формулам и уравнениям на основе количественных отношений между участниками химических реакций: соблюдать правили эко.кн нчеекой безопасности во взаимоотношениях с окружающей средой при обращении с химическими веществами, материалами и процессами. В ы пускник на Па юном чинш е п о лучи т возможное и > на>ч н i ь с я : использовать методы научною познания при выполнении проектов и учебноисследовательских задач химической тематики; прогнозировать строение и свойства незнакомых неорганических и органических веществ на основе аналогии: - прогнозировать теченис химических процессов в {ависпмостп от условий их протекания и предлагать способы управления этими процессами: устанавливать взаимосвязи химии с предметами гуманитарного цикла (языком, литературой, мировой художественной культурой): раскрывать роль химических знаний в будущей практической деятельности раскрывать роль химических знаний в формировании индивидуальной образовательной грае к горни: прогнозировать способноегь neopiаническнх и оркшичеекпч вещее:в проявляй, окислшельные н пли восстановительные свойства с уче ту , cieneneii окисления элементов, образующих их: аргументировать единство мира веществ установлением генетической святи между неорганическими и органическими веществами; владеть химическим языком для обо] ащеиня словарного запаса и развития речи: характеризовать становление научnoii георпи на примере открытия Периодического закона и теории химическою строения органических вещест в; критически относиться к псевдонаучной химической информации, получаемой из разных источников: понимать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством ркологпчеекие. шергетичеекие. сырьевые), и предлагать пути их решения, в том числе и с помощью химии. М е с т предм ет в учебном плане Курс химии в средней школе предусматривается Федеральным государственным образовательным стандартом как составная чаем» ирстмежон области «!.с:ес:вешюнаучные предмеi ы>>. Химия включена в ра злел базисного учебною плана средней школы «Содержание, формируемое участниками образовательного процесса», иотгому обучающиеся могут выбрать химию как на базовом, так и на углублённом уровне или же. в качсаве альтернативы выбрать интегрированный куре «Естествознание». В базисном учебном плане общеобразовательных организаций изучение химии проводится из расчёта i час в неделю <6N часов за два юла обучения), в соответствии с которым п разработана данная рабочая программа по химии для среднею обшею образования на базовом уровне. Срок реализации upoi рам мы 5 .кч. • • • • • • Формы организации учебного процесса: индивидуальные: групповые: индивидуально-групповые: фронтальные: практикумы. Формы контроля $УН (ов): беседа: наблюдение: фронтальный опрос: опрос в нарах: практикум П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о сво е н и и к у р с а х и м и и 10-11 к л а с с ы Обучение химии в средней школе на базовом уровне по данному курсу способствует достижению обучающимися следуюшнх л и ч н о е I н ы х ре }у л ь I a J OB. Г) чувства гордости за российскую химическую науку и осознание российской гражданской идентичности в ценностно-ориентационной сфере: 2) осознавать необходимость своей познавательной деятельности и умение управлять ею. готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни: понимание важности непрерывного образования как ф а кто р у успешной профессиональной и общес твенной лея i ельпоет и; <;ш пиавательш т ( копии пвпой. ишедлокл у алы-оп) сфере У) готовность к осознанному выбору дальнейшей образовакчтьпой |раек:орпп или сфер:.; профессиональной лея i е.тыюст и в mpythwoi) cij/epe: 4) неприятие вредных привычек (курения, употреолеппя алкоголя и наркотиков) на основе знаний о токсическом ii наркотическом действии веществ ч сфере Юоровьесбережения и й е и т т нпго опрниа леи ты: Y lc i ап ред м еч н м .Mil р е п д ы а г а м и освоения выпускниками средней школы куреа химии являются: 1) использование основных м етод ов познания (онределение источников уч е б н о й и научной информации, получение згой информации. се анализ и \мо{аключепия на ею основе, изготовление п ирезешанпя информационною продукта: ировс icmie жеиеримента. в том числе и в пропссес иес.тедова! сл ьской дся:сльности. моделирование изучаемых обьектов. наблюдение за ними, их измерение, фиксация речулыатов) и их применение для понимания различных сторон окружающей действительности: 2) «лаОеиие основными ншеллектуальными операциями (анализ и синтез, сравнение и систематизация. обобшение и конкретизация, классификация и поиск аналоюв. выявление причинно-следственных святей, формулировка гипотез. их проверка и формулировка выводов ): 3) познание объектов окружающею мира в плане восхождения от абстрактною к конкретному (от общею через частное к единичному ): 4) способность выдвигать идеи и находип» средства, необходимые для их достижении, 5) v.mvme формулировать цели и определять тадачи в своей познавательной деятельности, определять средства для достижения целей и решения задач: 6) определять разнообразные источники получения необходимой химической информации, установление соответствия содержания и формы представления информационно] о нродч к iа ауди тории: 7) умение пролуктпвпо обшазься и взаимодействовать в процессе еовмееиюй деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, чффокшвно разрешать конфликты: S) готовность к коммуникации (представлять результаты собственной познавательной деятельности, слышать и слушать оппонентов, корректировать собственную позицию): 9) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — И К Т ) в решении коиштивных. коммуникативных и организационных задач с соблюдением требовании эргономики, техники безопасности, пн иены, ресурсосбережения, правовых и зтичеекпх норм, норм информационной безопасности: 10) члаОснис языковыми средствами, в т м числе и языком химии умение ясно, ло; шпю и точно излагать свою точку фения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения). I. 1. 2. 3. 4. 5. Предметными резу.1ы а га м и изучения химии на базовом уровне па ступени среднего общею образования являются следующие результаты. В почнаваi едьной сфере: анпше {понимание) терминов, основных икопов и важнейших «сории курса органической и обшей химии: умение наблюдать, опнеывагь. фиксировать резулыаты и делать выводы на основе демонстрационных и самостоятельно проведённых жеиерпментов. используя для ною родной (русский пли иной) язык и язык химии: умение классифицирован» химические здсмситы. простые вещества, неорганические и органические соединения, химические процессы; умение характеризоват ь общие свойства, получение и применение изученных классы неорганических и оркшпческих веществ и их важнейших предетави 1 елсй: onuchieamh конкретные химические реакции, условия их проведения и управления химическими ирои ее сам 1 1 : 6. умение проводить самостоятельный химический жеиеримент и наблюдать демонстрационный эксперимент, фиксировать результаты и делать выводы и заключения по результатам: прогнозировать свойства псп {ученных вещее i в по апало] пн ео свойствами изученных па основе знания химических !акономсрносгсй: определить источники химической пнформаипи. получать её. проволн ib апалп наготавливать информационный пролук: и прсдствлягь сю: ум еть пользоваться обязательными справочными материалами: 11срноднческоп системой химических иеметповД. П. Менделеева. табл и пей растворимости, электрохимическим рялом напряжений металлов, рядом ■)лектроотгим,,,',~ :,,-и'''Ми для характеристики строения, состава и свойств атомов химическ! 1 1\ периодов и образованных ими п р о с т ы х и сложных b c l u c c j b : . установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химическою строения, в том числе и обусловленных харак:ергм •>гого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных :р\тш. . моделирование молекул neopi аничеекмх и органических веществ: . понимание химической картины мира как неотъемлемой части пелоспюй паучпоп картины мира. В пенное I ио-ориен t анионной сфере формирование cooci венной позппип лри опенке последствий для окружающей среды лея тельное ги человека, связанпон с пропзводством п переработкой химических продуктов: В фудовой сфере нр<тсдение химического н<еперимеи. i а: р а н тт/с навыков учебной, проекгно-псслсдовак-льекой и 1 Ворчеекой лежслыюстп при выполнении пиливидуальною проекта по химии: В сфере н о р о в о ю образа жизни соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами: оказание первой помощи при отравлениях. ожч>1 ах и травмах, полученных в результате нарушения правил техники безопасности при работе с веществами и лабораторным оборудованием. Содержание рабочей программы но химии . 10 класс. Ь а ю в ы й у ровень (1ч. в неделю, всею 34 ч). У .Ч К ().('. Габриеляна, П.1 .Остроумова. С.Л.Сладкова.